Добро пожаловать на форум любителей велотуризма и коротких покатушек!

ВелоФорум любителей МТБ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВелоФорум любителей МТБ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ » Велосипед » Вводные данные о велосипеде.


Вводные данные о велосипеде.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Для начала: :flag:
1) Тормозные ручки 
2) Манетки 
3) Грипсы 
4) Вынос 
5) Руль 
6) Рулевая колонка 
7) Вилка
8) Обод 
9) Резина 
10) Спицы 
11) Втулка 
12) Тормоз 
13) Седло 
14) Подседельный штырь 
15) Задний амортизатор 
16) Кассета 
17) Шатуны 
18) Защита для звезд (рок-ринг) 
19) Педали 
20) Цепь 
21) Задний переключатель
22) Передний переключатель 
23) Верхняя труба 
24) Нижняя труба 
25) Подседельная труба 
26) Задние нижние перья 
27) Задние верхние перья 
28) Рулевая труба

Материал взят с сайта wwwkonaworld.ru

2

ЕЩЕ:
Рама
Вот это самая главная часть велосипеда. Менять детали можно сколько угодно, но смена рамы равносильна смене велосипеда. 

Задняя подвеска и амортизатор
Приобрести велосипед с задней подвеской или без? Такой вопрос часто возникает при подборе легкого велосипеда из категории кросс-кантри или байка экстремальной серии.

Касательно кросс-кантри и простых велопрогулок, то все зависит от того, где ты собираешься кататься. Если по достаточно гладкой поверхности - накатанные дорожки и тем более асфальт, то задний амортизатор не нужен. Если маршрут проходит по неровной поверхности - корни, палки, выбоины, камни, то он очень полезен. В этом случае задняя амортизация не только делает езду на велосипеде более комфортной, но и более быстрой. Именно такого принципа придерживаются профессиональные гонщики. Задней амортизации отдается предпочтение и при очень длительных нагрузках на неровной поверхности с целью предотвращения перегрузок суставов позвоночника. Ход задней подвески для кросс-кантри или бэк-кантри относительно небольшой - до 100 мм, чтобы можно было без проблем заезжать и в подъем.

Что же касается велосипедов экстремальной серии, здесь функция подвески - гашение вибрации прежде всего на спуске и на приземлении после больших прыжков. Будешь ли ты ездить даунхил и делать амплитудные прыжки? Ответ на этот вопрос определяет твои потребности в наличии амортизаторов, а также в длине их хода.

Больший ход амортизаторов спереди и сзади - больше скорости на спуске, это очевидно, но только на спуске. С каждым дополнительным сантиметром амортизации, если она превышает 10 см, становится все труднее разгонять велосипед не только в гору, но и по горизонтальной плоскости. Поэтому перед покупкой полноподвесочного фрирайдного байка лучше задаться вопросом, сколько на твоем маршруте будет горизонтальных участков, сколько спусков и сколько подъемов. А также собираешься ли ты делать огромные прыжки вниз (drop-off)? Если твой стиль - это езда не только вниз, а потенциальные полеты вниз не превышают пары метров, возможно не стоит приобретать велосипед с очень длинноходными амортизаторами.

Передняя амортизационная вилка
Сейчас даже начальные модели горных велосипедов оснащены простыми передними амортизатоами, которые поглощают толчки при езде по неровностям. Пружинящий компонент недорогого амортизатора - это эластомеры - губчатое вещество высокой плотности. Основной недостаток этих вилок плохая работа при низкой температуре. Основной пружинящий компонент более дорогих вилок - это либо воздух, либо металлические пружины (иногда воздух + пружины). Тип амортизаторов определяется назначением по принципу, описанному в разделе описания задней подвески.

Также как и в задних амортизаторах, демпфером амортизаторах высокого качества выступает масло, и в них также имеются регулировки скорости отскока и сжатия.

Седло
Очень важная часть, от которой зависит, насколько удобно ты будешь чувствовать себя на велосипеде. Седла бываю очень разных форм, и порой это сотни разновидностей у крупного производителя. Велосипеды комплектуются несколькими видами седел в зависимости от предназначения:
- комфортные седла для прогулок
- спортивные узкие седла для кросс-кантри
- седла для фрирайда несколько больших размеров
-седла для дерт-джампинга - короткие и широкие

Таким образом, на велосипеде, предназначенном для определенного стиля катания, уже установлено специальное седло. Однако возможно на понравившемся тебе велосипеде стоит не подходящее тебе узкое спортивное седло, особенно если ты девушка. Попробуй подобрать в магазине более широкое и мягкое седло и катание на велосипеде станет более приятным занятием.

Тормоза
В велосипеде не бывает не важных деталей, но твое внимание наверняка приковывают тормоза. В последнее время всех заботит вопрос покупать ли велосипед с дисковыми тормозами или нет? Если дисковые, то механика или дорогая гидравлика? Ну, еще и размер диска тоже бывает разным.

Попробуем прояснить основные моменты. Основное преимущество дисковых тормозов - это их большая мощность и лучшая работа в сырую погоду. Однако если ты не преодолеваешь затяжных спусков и не катаешься в дождь или зимой, то хорошо настроенных ободных тормозов будет вполне достаточно. Более того, профи кросс-кантри, стремясь получить велосипеды с минимальным весом, также не используют дисковые тормоза.

Касательно гидравлических тормозов, то они более мощные и точные, но значительно более дорогие и в случае поломки требуют значительно более сложного технического вмешательства. Как правило, если ты, не встречаешь на своем маршруте суровых спусков и не выполняешь трюков, требующих очень точного торможения колеса, можно обойтись без гидравлики.
Размер диска - еще один параметр, определяющий мощность дискового тормоза, но также влияющий на его вес. Большие диски размером 8' cкорее всего нужны только на даунхиле, но ты сам можешь определить, где он для тебя начинается.

Втулки
Центральная часть колеса и самая дорогая. Трудно сразу понять, чем отличаются втулки. Но вот совет, если сразу нет возможности купить велосипед с дисковыми тормозами, но есть планы их поставить потом, лучше сразу брать велосипед с дисковыми втулками. Иначе потом придется покупать не только тормоза, но и втулки дополнительно.

Руль
Если ты собираешься попробовать силы в кросс-кантри, то возможно тебе нужен прямой руль, на который можно поставить рога.  Но если скорость не так важна, удобнее использовать рули с изгибом, приподнимающим ручки - это добавит управляемости. При экстремальном катании используются только гнутые рули повышенной прочности, которые также шире для лучшей управляемости и контроле на большой скорости и в полете.
Хотя рули выдерживают испытания превосходящие по нагрузке нормальное использование в течение 2-3 лет, алюминий имеет свойство неожиданно ломаться, что может привести к тяжелой травме или смерти. Поэтому мы рекомендуем менять алюминиевые рули хотя бы один раз в год.

Вынос
Также как и рули отличаются по прочности и весу. Выноса для экстремального катания более массивные и прочные по сравнению с выносами для катания в стиле кросс-кантри. Следует заметить, что вынос - это основной инструмент изменения посадки на выбранном тобой велосипеде. Т.е. подбирая выносы с разной длиной и углами подъема, можно добиться очень больших изменений в геометрии и выбрать нужную посадку.

Шатуны
Эта пара железок является теми самыми рычагами, на которые давят твои ноги при педалировании. Понятно, что они должны быть весьма прочными при серьезных ускорениях.

Защита передних звезд
Защита для передних звезд полезна при преодолении различных препятствий, а также позволит тебе заняться байкерским джиббингом - скользить по выступающим гладким жестким предметам.

Педали
Возможно, твое внимание привлекут контактные педали с механизмом, который пристегивает велосипедную обувь к педали.
Эти педали позволяют эффективно использовать силу твоих мышц и при нажатии вниз и при подтягивании педали вверх. Это то, что в велоспорте называют круговым педалированием. Именно поэтому контактные педали атрибут велосипедов гонщиков. Насколько ты собираешься быстро ездить - решать тебе. Многие боятся контактных педалей, считая, что катание на них будет приводит к постоянным падениям, из-за того что отстегнуться быстро трудно. Однако это проблема не более чем нескольких выездов. Потом выстегивание легким поворотом ступни в сторону станет простым автоматическим движением.

В последние годы развития новой школы экстремальной езды, райдеры выполняющие трюки, выбирают топтальные педали с шипами на широкой платформе. Ими оборудованы все велосипеды для дерт- джампинга и часть фрирайдных моделей. Если ты начинаешь осваивать прыжки с такими педалями для избежания травм, не забудь надеть защиту на голень.

Задний переключатель
Весьма сложная деталь, которая пербрасывает цепь на задних звездах. Переключатели отличаюся по классам, также как и остальные компоненты. С повышением класса, работа его становится более точной, а вес уменьшается.

Надо ли ставить дорогие переключатели на экстремальный велосипед? В последнее время многие продвинутые байкеры считают, что переключатели Shimano классов Alivio и Deore оптимальны. Ведь они обладают высокой прочностью, а это главное при хорошем качестве работы, когда вес не столь уж и важен.

Поломки "железа"
Каждый велосипед сделан под специфические нужды. При правильном использовании ресурс у велосипеда достаточно долгий. Однако нетрудно понять, что легкий велосипед кросс-кантри не рассчитан на триал и дерт-джампинг. По опыту  райдеров мы знаем, что при большой прыжковой нагрузке у легкой кросс-кантрийной рамы могут сломаться задние перья или нижняя труба переднего треугольника. Если ты собираешься прыгать, сразу подумай о велосипеде соответствующей группы.

3

- Подготовка велосипеда -

1. Общая подготовка велосипеда к эксплуатации.
При покупке велосипеда в личное пользование обратите внимание на рост рамы (рамы, как и брюки, имеют разный рост) исходя из ваших индивидуальных размеров. Покупая велосипед в подарок, убедитесь в том, что он имеет подходящий размер рамы. Велосипед, который чересчур велик или слишком мал по размерам для конкретного велосипедиста является для него сложным в управлении и может доставлять множество неудобств.

Для выбора рамы введем понятие базовая высота. Базовой высотой принято считать наибольшее расстояние по вертикали из точки, лежащей на верхнем уровне верхней трубы рамы велосипеда, до места, где могла бы находиться ваша промежность в том случае, если бы вы стояли на земле расставив ноги, с велосипедом между ними, а ваше тело располагалось бы между седлом и выносом руля (обувь при этом не должна иметь очень толстой подошвы). В этом случае базовая высота должна быть 40-60 мм.

Если вы покупаете велосипед для горной езды в трудных условиях, на грубых грунтах (или занятий триалом), то базовая высота может быть от 80 мм и более.

2. Установка колес.
Колеса могут крепиться с помощью гаек или эксцентриковым зажимом.
Перед установкой колес убедитесь в том, что втулки колес не имеют люфтов (допустимый люфт 0,1 мм, регулировку втулок проводите в сервисной мастерской).
В случае, когда колеса крепятся с помощью гаек, нужно убедиться в том, что они крепко затянуты (ключом соответствующего размера).

На некоторых моделях на передних колесах под прижимными гайками устанавливаются специальные Г- образные шайбы, которые предупреждают выпадение переднего колеса в случае самопроизвольного отпуска крепежных гаек. При установке таких колес убедитесь, что лепесток Г- образной шайбы вошел в соответствующий вырез в наконечнике передней вилки. (см. рис.)

3. Эксцентриковые зажимы колес (Quick Releases).
Позволяют очень быстро, без дополнительного инструмента, снять или установить колеса. Однако, требуют некоторых навыков в обращении с ними.
Рукоятка эксцентрикового зажима имеет 2 положения:
1) CLOSE - закрыто
2) OPEN - открыто
Не следует пытаться с помощью данной рукоятки закручивать зажим! (Отломается!)
Сила затяжки рычага регулируется путем вращения регулировочной гайки.

Вращая регулировочную гайку по часовой стрелке с одной стороны вилки и удерживая рычаг зажима в открытом положении с другой, мы увеличиваем усилие зажима колеса в вилке.

Если вам легко удается полностью закрыть рычаг эксцентрикового зажима в положение CLOSE - закрыто, не прибегая при этом к охвату пера вилки пальцами кисти руки, и при этом у вас на ладони не будет оставаться отпечатка от оказываемого на рычаг давления, то такую затяжку следует считать недостаточной.
Верните рычаг в положение OPEN - открыто, усильте затяжку регулировочной гайкой на пол-оборота и повторите еще раз.

Предварительно (перед закрытием рычага) убедитесь в том, что колесо в раме установлено без перекосов (равномерно отцентрировано относительно перьев рамы и вилки и имеет равномерный зазор между ободом и тормозными колодками).

4. Регулировка высоты и положения седла.
Правильная регулировка положения седла позволяет добиться значительного удобства во время езды на нем.
Седло имеет регулировку в трех направлениях.

1) Регулировка по высоте
Такая регулировка зависит от длины ноги.

Седло имеет правильную регулировку по высоте в том случае, если велосипедист, сидя в седле, упирается пяткой вытянутой ноги в педаль при ее низком положении (желательно, чтобы нога была слегка полусогнута).

Для того, чтобы установить седло на требуемую высоту, нужно ослабить затяжку болта в подседельном узле рамы (или открыть рукоятку эксцентрикового зажима), потом затянуть и закрыть.

Обратите внимание на риску на подседельном штыре:
Maximum Extension - максимальное выдвигание. Если поднять седло на такую высоту, что выше подседельного узла будет читаться эта надпись - подседельный штырь может сломаться!

Внимание! - внутри рамы при максимальном подъеме седла должно оставаться не менее 50 мм длины подседельного штыря. В противном случае рама может разрушиться.

2) Регулировка вперед-назад и наклона седла.
Большинство людей предпочитают горизонтальное положение седла, но некоторым нравится положение седла с немного приподнятой передней частью, другие же предпочитают ее немного наклонить вниз.

Седло имеет арматуру (полозья), а подседельный штырь (или замок седла) снабжен наклонным механизмом. Все это позволяет двигать седло вперед-назад и наклонять или опускать носок седла.

Регулировка производится следующим образом:
сначала при помощи гаечного ключа (или шестигранника) ослабляется замок подседельного штыря зажимающего арматуру (полозья) седла, затем седло двигается и устанавливается с требуемым углом наклона и затем затягивается замок подседельного штыря настолько сильно, насколько это возможно (в разумных пределах).

После каждой регулировки и периодически во время эксплуатации проверяйте затяжку замка подседельного штыря. При ослаблении затяжки подседельного болта может повредиться специальная насечка подседельного замка и соответственно это приведет к выходу из строя всего узла.

На некоторых моделях велосипедов изменение высоты положения выноса руля может негативно изменить регулировку переднего тормоза. Если тормозные колодки переднего тормоза начинают приближаться навстречу ободу колеса, в то время как вы поднимаете вынос руля, вам следует заново отрегулировать передний тормоз (обратитесь в сервис или читайте соответствующий раздел инструкции).

5. Изменение положения выноса руля (по высоте).
Большинство велосипедов имеет такую конструкцию выноса руля, которая позволяет производить регулировку по высоте (в пределах 25-35 мм).

Если вы самостоятельно хотите поднять или опустить вынос руля (в сборе с рулем), то вы должны ослабить болт выноса руля (stem binder) c помощью гаечного (шестигранного) ключа на 3-4 полных оборота. Если болт поднимется вверх из своего гнезда, а вынос руля останется на месте, несильно ударьте молотком (через деревянную прокладку) по головке болта выноса руля. Убедившись что вынос руля "ходит" свободно, установите нужную высоту и затяните болт выноса руля. Не забудьте обратить внимание на отметку "Maximum Extension" (максимальный подъем), нанесенную на стойке выноса руля.

Внимание! Существуют иные конструкции рулевой колонки (AHEAD SET) где вынос руля одевается непосредственно на выступающий конец вилки. Поднять или опустить вынос руля можно только с помощью дистанционных колец, а верхний болт выноса руля служит для тонкой регулировки люфта рулевой колонки! Закрепление выноса руля в нужном положении осуществляется 2-мя винтами на торцевой части выноса руля.

6. Тормоза.
Горные велосипеды имеют высоконадежную тормозную систему консольного типа (или гидравлическую).

На раме и вилке приварены консоли, на которые монтируются тормозные рычаги (канти-левер или V-Brake). Вышеуказанная система позволяет эффективно управлять велосипедом в условиях сильнопересеченной местности и имеет высокие грязевые просветы.

Тормоза предназначены не только для остановки велосипеда, но и для управления скоростью движения. Максимальное тормозящее усилие, воздействующее на каждое колесо, приходится в тот момент, который предшествует полному прекращению его вращения - (колесо "клинит"), в этот момент вы теряете контроль над управлением велосипедом и машина идет "юзом".

Для получения необходимого навыка управления тормозной системой вы нуждаетесь в освоении техники нерезкой, медленной и плавной остановки, без блокировки колес "намертво". Такая техника носит название прогрессивной тормозной модуляции (подразумевает кратковременное нажатие тормозных рукояток с плавно возрастающим усилием).

Ошибкой является резкое нажатие тормозной ручки и приведение ее в крайнее положение, при котором, как вам кажется, удастся достичь максимального эффекта торможения.

Вместо этого вам следует плавно нажимать рукоятку тормоза с постепенно возрастающим усилием, тем самым увеличивая и тормозное усилие.

Если вы почувствовали что колесо начинает "клинить", немного отпустите тормозные ручки, ровно настолько, чтобы колесо сохраняло возможность вращаться на грани между окончательной остановкой и вращением. Помните, что при торможении ваше тело по инерции движется вперед, чтобы нейтрализовать этот эффект, необходимо перемещать корпус тела в противоположном направлении, перенося свой вес на заднее колесо. Это очень важно при езде на крутых спусках. В противном случае вы можете вылететь через руль.

В условиях сырой погоды и грязи эффективность тормозной системы меняется в худшую сторону. Сцепление покрышек с дорогой уменьшается, а наличие влаги и грязи на тормозных колодках уменьшает их способность воздействовать на ободья колес. Навыки управления велосипедом в таких условиях придут к вам с чисто практическим опытом.

7. Проверка регулировки тормозной системы.
Правильно отрегулированные тормозные колодки должны находиться на расстоянии 1,0-3 мм от обода.
Тормозные колодки не должны задевать за покрышку, а так же находится ниже обода. По мере износа тормозных колодок расстояние колодки до обода можно регулировать с помощью регулятора на рукоятке тормоза. Отпустив рифленую контргайку, вращайте регулятор против часовой стрелки, при этом тормозной тросик натягивается и зазор колодок уменьшается. После регулировки законтрите рифленую контргайку.

Если вследствие износа тормозных колодок не удается отрегулировать тормоза с помощью регулятора, обратитесь в гарантийную мастерскую продавца для замены тормозных колодок.

8. Система переключения передач.
Современные велосипеды имеют 18, 21, 24, 27 и более - скоростное оборудование.

Система передач состоит из переднего и заднего переключателя, рукояток переключения (манеток), приводных тросиков заключенных в специальные кабеля, цепи, многоскоростной трещетки (кассеты), передних шатунов с 2-3-мя звездочками. Многоскоростная система передач позволяет подобрать нужное передаточное число в зависимости от условий езды.

Внимание! Переключение передач возможно только при вращении педалей вперед.
Запрещается вращать педали назад в момент переключения, это может привести к поломке переключателей скоростей и заклиниванию цепи. Не рекомендуется переключать передачу через 1-2 звездочки сразу! Не переключайте передний и задний переключатели одновременно! Если передачи переключаются не четко и слышен характерный лязгающий звук, то требуется регулировка переключателей скоростей.

9. Регулировка заднего переключателя скоростей.
Сначала с помощью винтов L и H задаются крайние положения заднего переключателя на соответствующих крайних зубчатках кассеты (трещетки).
Неточности, возникающие при переключении с одной зубчатки на другую устраняются с помощью натяжения или ослабления приводного тросика с помощью вращения регулятора, находящегося в месте подвода кабеля с тросиком к заднему переключателю.

Регулировка переднего переключателя аналогична регулировке заднего, регулятор приводного тросика находится на руле, непосредственно на "манетке" (грип-шифте).

10. Что куда переключать?
Рукоятки управления передачами ("манетки" или грип-шифты) имеют разную конфигурацию и конструкцию.
Сравните тип рукояток управления на вашем велосипеде и рисунке до того как вы отправитесь в свою первую поездку.

Терминологические особенности на первых порах могут показаться довольно неудобными и вызвать путаницу. Термин "Понижение" означает переключение на зубчатку с более медленным режимом движения велосипедом, но при этом легче вращать педали, а термин "Повышение" означает переключение на зубчатку, обеспечивающую более быстрый режим движения, но при этом на вращение педалей затрачивается больше усилий.

К путанице может привести то, что действие, обусловленное перемещением рукоятки управления передним переключателем, противоположно действию, которое вызывается перемещением рукоятки заднего переключателя.

Выбирать пару звездочек, при которой легче вращать педали при подъеме в гору можно двумя способами: либо перебрасывая цепь на переднем блоке звездочек на одну "ступень" вниз, на звездочку меньшего размера, либо перебрасывая цепь на заднем блоке звездочек на одну "ступень" вверх, на звездочку большего размера.

Из этого видно, что переключение передач на заднем блоке звездочек в сторону "Понижение" внешне выглядит как перемещение по "ступеням" вверх, а переключение передач на переднем блоке в сторону "Понижение" внешне выглядит как перемещение по "ступеням" вниз.

Для простоты понимания процесса переключения следует помнить, что перебрасывание цепи на переднем блоке звездочек вовнутрь следует при движении в гору и называется переключением в сторону "Понижения", а перебрасывание цепи наружу следует при движении на высокой скорости и называется переключением в сторону "Повышения".

Переключение передач на блоке звездочек заднего колеса выполняется путем перемещения рукоятки управления ("манетки") расположенной на руле справа. Передний переключатель передач управляется рукояткой переключения передач ("манеткой") расположенной на руле слева.

11. На какой зубчатке остановить свой выбор?
Комбинация, при которой задействованы задняя звездочка самого большого размера и передняя звездочка самого маленького используется для преодоления крутого подъема.

Сочетание звездочек такое, как наименьшая задняя и наибольшая передняя, используется для получения наибольшей скорости движения. Вовсе не обязательно во время езды использовать всю последовательность имеющихся вариантов переключения передач. Вместо этого определите для себя ту базовую "стартовую звездочку", которая соответствует вашему уровню способностей - такую звездочку, с которой достаточно трудно выполнять быстрый разгон, но которая все-таки позволяет без чрезмерных усилий во время старта начать движение с места без раскачивания корпуса из стороны в сторону. Поэкспериментируйте во время езды с переключением на повышенные и повышенные передачи - с тем, чтобы оценить свое самочувствие при различных комбинационных сочетаниях звездочек. На первых порах следует практиковаться в технике переключения передач там, где отсутствует уличное движение, неожиданные препятствия, до тех пор, пока вы достаточно хорошо не освоитесь и у вас не появиться уверенность в себе.

После этого усвойте на собственном опыте какое сочетание звездочек соответствует тем или иным условиям езды, и практические занятия помогут вам приобрести навык переключения передач в мягком режиме и именно в тот момент, когда переключение будет наиболее уместно.

12. Педали с "туклипсами" и ремешками.
"Туклипсы" и ремешки - это приспособление, предназначенное для удержания ноги на педали в правильном положении. "Туклипс" размещает стопу над осью педали, что способствует максимально эффективной передаче энергии на педаль. Ремешок в затянутом положении удерживает ногу пристегнутой к педали на протяжении всего цикла оборота шатуна. Данное приспособление позволяет работать со всеми типами обуви.

Однако, чтобы научиться быстро и легко вставить и вынуть ногу из "туклипса" требуется практический навык, который приобретается с течением времени. На этапе освоения велосипеда эта процедура отвлекает внимание велосипедиста и может привести к потере управления и соответственно к падению!

Совет! Поупражняйтесь в использовании ремешков и "туклипсов" в безопасном месте где отсутствуют препятствия и другие участники дорожного движения. Не затягивайте ремешки туго, пока вы не обретете уверенность в себе.

В случае неудачи в освоении данного приспособления демонтируйте его с педалей, или задумайтесь о приобретении автоматических педалей со специальной обувью.

13. Автоматические педали.
Автоматические педали используются большинством велосипедистов вместо традиционных (но устаревших морально) "туклипсов" с ремешками. Они работают по принципу горнолыжных креплений - специальная пластина, прикрученная к подошве защелкивается специальным пружинным механизмом на педали. Автоматические педали используются со специальной обувью, совместимой с той или иной системой защелкивания. На большинстве автоматических педалей регулируется усилие защелкивания и отщелкивания обуви. По всем остальным и неясным вопросам обращайтесь за консультацией к продавцу.

Внимание! Для безопасного использования автоматических педалей также требуется определенный практический навык, который приобретается методом многократного повторения. Однако научиться пользоваться автоматическими педалями гораздо проще, чем "туклипсами" с ремешками, и их эксплуатация безопаснее.

14. Покрышки и камеры.
Существуют велопокрышки различного назначения с разными рисунками протектора, начиная с универсальных и заканчивая специальными для особых дорожных или погодных условий.

Купленный вами велосипед оборудован покрышками, которые по мнению производителя, соответствуют предполагаемым условиям его эксплуатации. Если через некоторое время вы почувствуете, что другой тип покрышек подошел бы вашему стилю катания, обратитесь к вашему продавцу, который поможет выбрать вам оптимальный вариант. Размерность, рекомендуемое давление, а также (на некоторых моделях) направление вращения помечены на боковине покрышки.

Внимание! Никогда не накачивайте покрышки выше максимального давления, указанного на боковине. При превышении этого давления покрышка может лопнуть, слететь с обода, разорвать сам обод, привести к падению и последующей травме как вас так и находящихся рядом людей.

Лучше всего накачивать покрышки насосом с манометром, который показывает давление. Как правило, на боковине покрышки указан диапазон рекомендуемых давлений. Поведение и функционирование покрышки в различных погодных и дорожных условиях зависит от давления. При давлении, близком к максимальному, покрышка имеет наименьшее сопротивление движению. Высокое давление подходит для езды по сухому и твердому покрытию. Очень низкие давления дают преимущества при езде по скользким, глинистым грунтам, снегу или сухому песку.

15. Золотники камер.
Существуют два основных типа золотников, используемых в камерах: так называемый автониппель (Schraeder) и велониппель (Presta). Велосипедный насос должен иметь соответствующий наконечник для применяемого на вашем велосипеде типа золотника.

16. Передняя или совмещенная (передняя и задняя) подвеска.
Некоторые горные велосипеды оборудованы амортизаторами, предназначенными для смягчения неровностей поверхностей или внедорожной езды. Существует очень много типов подвески (амортизаторов), слишком много, чтобы описать их все в данном руководстве.

Если вы покупаете велосипед, оснащенный какой-нибудь системой подвески, попросите вашего продавца помочь вам разобраться в том , как регулировать и поддерживать ее в хорошем рабочем состоянии.

Внимание! Изменения настроек подвески (амортизатора) может повлиять на тормозные характеристики и управляемость вашего велосипеда. Всегда проверяйте изменения тормозных характеристик и управляемости велосипеда после изменения настроек, покатавшись осторожно в безопасном месте.

Помните - не все велосипеды можно оснастить дополнительно некоторыми типами подвески (амортизатора). Перед покупкой каких-либо амортизаторов проконсультируйтесь с продавцом - совместимы ли они с конструкцией вашего велосипеда.

Рекомендуем установку амортизаторов и их обслуживание проводить в условиях сервис центра.

17. Техническое обслуживание и уход.
Многие сервисные и ремонтные работы на современном велосипеде требуют специальных знаний и инструментов.
Не изменяйте никакие настройки и не начинайте никакие работы на вашем велосипеде, если у вас нет полной уверенности, что вы сможете успешно их завершить. Неправильно сделанные настройки или ремонт могут привести к выходу из строя дорогостоящих узлов.

Безусловно, какую-то часть работ по уходу и техобслуживанию вы сможете проделать сами. Это зависит от вашего опыта и знаний, а так же наличия специального инструмента. Попросите продавца порекомендовать вам специальную литературу по ремонту.

В период обкатки:
Периодом обкатки принято считать 3-4 недели с начала эксплуатации или 500 км пробега. Ваш велосипед прослужит дольше, если вы произведете обкатку и первое техобслуживание на сервисе прежде, чем вы начнете использовать велосипед на все сто процентов.

Тросики управления переключателями и тормозами, а также спицы на новом велосипеде дают "усадку". Даже если вам кажется, что все нормально работает, лучше отвезти велосипед на сервис. Проверка исправности квалифицированным механиком выявит необходимость повторной регулировки.

Во все основные узлы велосипеда заложена специальная консистентная смазка, рассчитанная на 1 год эксплуатации. Это не относится к цепи. Цепь требует постоянного ухода и смазки. Если вы совершили поездку в дождливую погоду или в условиях сильного загрязнения (запыления), то на следующий день вы должны очистить цепь от высохшей грязи механическим способом (с помощью щетки с жестким ворсом), или промыть с помощью специальной промывочной машинки. Затем цепь должна быть смазана специальным антисептическим жидким маслом. После смазки цепь снаружи насухо протереть чистой ветошью.

Помните! Цепь имеет ограниченный ресурс. Так как в процессе эксплуатации цепь удлиняется по "шагу" ("шаг" цепи 12,7 мм или, как принято, "пол-дюйма"), то при правильном уходе цепь служит 2-3 тысячи км. Далее цепь нуждается в замене. Если вовремя не заменить цепь, то вам очень скоро придется менять ведущие и ведомые зубчатки. При замене цепи проконсультируйтесь с продавцом - какой тип и модель цепи пригоден для вашего велосипеда.

18. Перед каждой поездкой.
Проведите внешний осмотр велосипеда на предмет правильности закрепления компонентов и аксессуаров, затяжки колес и других соединений. Проверьте исправность и работоспособность тормозной системы, системы переключения передач, состояние покрышек и давление в них. После каждой длительной или тяжелой поездки, если велосипед был подвержен действию воды и грязи, или, по крайней мере, каждые 200 км. Вымойте велосипед, смажьте цепь и ролики заднего переключателя.

19. По мере необходимости:
Если один или оба тормоза не проходят тест на неисправность, то вы можете восстановить рабочий ход тормозных ручек, повернув на каждой из них винт регулировки натяжения тормозного троса против часовой стрелки и зафиксировав его в этом положении контргайкой. Если и после этого тормоза нормально не функционируют - замените тормозные колодки.

Если цепь не переключается легко и четко, значит, переключатели требуют настройки. Причиной может быть простое растяжение тросика, которое вы можете компенсировать поворотом винта регулировки натяжения тросика против часовой стрелки на пол-оборота. Попробуйте переключить передачу снова. Если половина или целый оборот винта регулировки натяжения тросика не решит проблему, обратитесь в ваш сервис-центр.

Исключая короткие поездки по району и случаи, когда вы можете пешком вернуться домой, никогда не следует уезжать кататься без следующего аварийного оборудования:

1) Ключей - "шестигранников" на 4, 5 и 6мм, которые применяются для затяжки большинства болтов на велосипеде.
2) "Аптечки" для заклейки проколов в камере и запасной камеры.
3) Монтировок для снятия и установки покрышки.
4) Насоса с наконечником, подходящим для вашего ниппеля.
5) Выжимки цепи

20. В случае прокола камеры:
Спустите камеру полностью и снимите колесо с велосипеда. Демонтируйте покрышку с одной стороны обода, начав напротив ниппеля. Пользуйтесь монтировками. Свинтите гайку крепления ниппеля (если она имеется) и протолкните ниппель через обод, после чего выньте камеру из покрышки. Проверьте внутреннюю и наружную сторону покрышки - нет ли в ней предмета, вызвавшего прокол (гвоздя, куска стекла, проволоки и т. д.), и удалите его. Затем заклейте проколотую камеру или используйте новую. Перед установкой камеры обратно, накачайте ее немного, чтобы придать ей форму. Просуньте ниппель через отверстие в ободе и вставьте камеру в покрышку. Начните с ниппеля и установите покрышку пальцами, двигаясь по кругу влево и вправо. Если возникнут трудности при установке последних сантиметров покрышки, воспользуйтесь монтировками.

Внимание! Если пользоваться при установке покрышки отверткой или каким-то другим инструментом вместо монтировок, появляется большая вероятность самому проколоть камеру, сильно прижав ее к ободу.

Убедитесь, что покрышка хорошо "сидит" с обеих сторон обода и что камера нигде не зажата между ободом и покрышкой. Накачайте покрышку до рекомендованного давления, установите и затяните гайку крепления ниппеля и колпачок. Установите колесо на велосипед.

21. Если у вас лопнула спица.
Колесо с ослабленной или лопнувшей спицей, как правило, имеет "восьмерку". Если у вас лопнула спица во время катания и у вас нет технической возможности ее заменить, постарайтесь ее удалить или обмотайте ее вокруг рядом расположенной спицы, чтобы она не болталась и не зацепилась за узлы велосипеда. Прокрутите колесо и посмотрите, не задевает ли обод за тормозные колодки. Если задевает, то вам придется ослабить тормоз винтом регулировки натяжения троса или даже отсоединить его. Поезжайте очень осторожно и помните, что у вас только один работающий тормоз.

22. Если вы упали.
Сначала проверьте собственные раны, уделив им основное внимание. Затем проверьте повреждения на велосипеде и почините то, что возможно и необходимо для возвращения домой. Вернувшись домой внимательно осмотрите велосипед и произведите проверку неисправностей. Все подозрительные, погнутые или треснувшие детали должны быть заменены. Если вы сомневаетесь в работоспособности вашего велосипеда или его частей, отвезите велосипед в сервис-центр для его детальной проверки.

Внимание! При падении на некоторых узлах велосипеда могут возникнуть "пиковые" нагрузки, что может привести к преждевременной "усталости" материалов. С виду не имеющий повреждений компонент может через некоторое время внезапно сломаться (например шатун), что может привести к травме или смерти.
Поэтому постарайтесь определить, на какой узел велосипеда пришелся основной удар в момент падения и обязательно посоветуйтесь по этому поводу в сервис-центре.

4

- Смазка велосипеда -

Прежде всего нужно уяснить одну простую вещь: смазки никогда не бывает много. То есть если Вы погрузите велосипед в бочку с маслом, то, в принципе, он от этого не испортится.  :disappointed:

Многие механики "старой закалки" рекомендуют широко применять машинные масла жидкой консистенции (органические и синтетические). Это мнение ошибочно.
Все смазки, кроме множества параметров, имеют один общий - степень адгезии (сцепляемость с поверхностью металла). Любая жидкая смазка обладает невысокой адгезией и, соответственно, легко вымывается водой из таких важных узлов, как втулки, чашки рулевой колонки, каретки. Вполне естественно, что при отсутствии смазки чашки втулок, конуса, вал каретки и другие детали, имеющие высокую твердость после термообработки (HRC-60-62), быстро коррозируют и выкрашиваются.

Многолетний опыт работы с шоссейной командой, где велосипед имеет пробег за сезон примерно 20000-25000 км показывает, что для вышеперечисленных узлов следует использовать густую консистентную смазку (желательно импортную).

Из отечественных смазок неплохо работает смазка 158. Она имеет специфический голубой цвет, что говорит о присутствии в ней сульфата меди и других металлов. В процессе эксплуатации такая смазка до блеска отполировывает чашки, конуса и шарики, обладает высокой адгезией и практически не вымывается водой (это не относится к отечественным смазкам типа ЦИАТИМ и ЛИТОЛ - они вымываются быстро). При отсутствии смазки типа 158 можно использовать смазку ШРУС (продается в любом автомагазине). Однако, лучших результатов удалось добиться, применяя импортные смазки, содержащие литий и тефлон. Английская фирма Weldtite Products уже 60 лет выпускает смазки для велосипедов и в этом направлении является европейским лидером. На практике шоссейные велосипеды, смазанные такой смазкой, не требовали дополнительной смазки до 10000 км пробега (отметим, что спортсмены-шоссейники ездят в любую погоду: в дождь, слякоть, с весны до поздней осени). Сегодня импортные смазки можно свободно купить в специализированных магазинах.

Все изложенное выше относится к следующим узлам:
- передняя и задняя втулка
- рулевые чашки
- каретка
- подшипники педалей
- все резьбовые соединения

Смазка цепи требует отдельного глубокого рассмотрения. Цепь - важный узел велосипеда. Если Вы этого не осознали, Вашему педальному коню можно только посочувствовать.

Во всем мире на велосипедах используются "полудюймовые" цепи, т.е. шаг цепи составляет 12.7 мм, а диаметр ролика 7.75 мм. Цепь состоит из набора сайлентблоков (по-простому, втулки и оси), соединенных пластинками из термообработанной стали. При многих достоинствах цепной передачи, она имеет один большой недостаток: в процессе эксплуатации цепи сайлентблоки изнашиваются и, как следствие, увеличивается шаг цепи. При этом шаг зубчаток (ведомых и ведущих), естественно, не изменяется и в какой-то момент начинается износ зубчаток.

Следует знать, что любая отечественная цепь при хорошем уходе служит 1500-2000 км. Любые разглагольствования обывателей, типа "я на своей "Украине" езжу уже 20 лет и все на одной цепи", не имеют смысла, т.к. не соотносятся с реальным пробегом велосипеда. По всей видимости, эти люди по воскресеньям совершают поездки не далее 15 км, и да и то в хорошую погоду.

Хорошая импортная цепь служит до 3000 км и больше в зависимости от ухода и типа велосипеда. На горном велосипеде цепь изнашивается быстрее, чем на гоночном из-за разных передаточных чисел и условий эксплуатации. Горный велосипед - это "джип", на нем чаще ездят по пыльным и грязным дорогам, а это также существенно влияет на износ цепи. Например, на Шауляйском велоралли, где на дистанции 70 км под проливным дождем, на глинистом грунте, через каждые 5 км приходилось бросать велосипед в речку, которая на счастье текла рядом, и отмывать глину, которая настолько забивала все узлы, что велосипед отказывался ехать, не говоря уже о переключении передач. На финише практически у всех велосипедов цепи шли по верхушкам зубчаток. После замеров обнаружилось, что цепи в среднем увеличились по шагу в общей сложности на 2 см. Естественно, в условиях гонки смазывать цепь ни у кого возможности не было.

Так когда и чем смазывать цепь?

Лучше всего подойдет светлое синтетическое масло. НЕ НУЖНО смазывать цепь посередине роликов - там она не работает! Смазывать нужно каждое звено по наружной стороне цепи (с двух сторон) с помощью масленки с тонким клювиком или предмета типа спички, смоченной смазкой. Желательно отметить начало смазки маркером или ниткой, чтобы не смазывать два раза одно место. После смазки надо некоторое время вручную покрутить цепную передачу и затем чистой х/б тряпочкой насухо обтереть цепь снаружи, чтобы в процессе эксплуатации на нее не налипали пыль и песок, которые являются абразивом и увеличивают износ. После 50-100 км пробега лишнюю смазку, которая появляется на поверхности цепи, тоже следует удалить. Все тефлоновые аэрозольные смазки лучше использовать как добавку к основной смазке.

При работе цепной передачи в условиях сильного загрязнения, в конце каждого дня следует очищать цепь от грязи. Делается это разными способами. Самый простой - использовать специальную машинку для чистки цепи. Машинка представляет собой немудреное устройство, которое одевается на цепь в области заднего переключателя. Внутрь его наливается очиститель смазки или керосин, после чего цепная передача вращается вручную, при этом происходит автоматическая очистка цепи сразу с четырех сторон. Прозрачный корпус машинки позволяет наблюдать за этим захватывающим зрелищем.

Если машинки нет - следует использовать аэрозольные очистители (выпускаются отечественной промышленностью для автомобилей) или керосин (на худой конец - бензин) при помощи старых зубных щеток. Распрессовывать и снимать цепь с велосипеда не рекомендуется. Очищенную и просушенную цепь смазывают, как изложено выше.

Вспомним о "велорейнджерах", которые катаются круглый год и в любую погоду, и не всегда имеют возможность следить за смазкой цепи. Им можно посоветовать старый проверенный способ проварки цепи в графитовой смазке. Вышеупомянутая английская фирма Weldtite Products разработала специальный графитовый состав. Предварительно очищенная от грязи цепь проваривается в нем 10-15 минут. Этот способ позволяет эффективно эксплуатировать цепь в особо агрессивных условиях (дождь, снег, жидкая грязь). Учитывая, что велосипед превращается в таких условиях в ком грязи, цепь, вечно пачкающая одежду графитовой смазкой, покажется вовсе несущественным моментом на фоне увеличения ресурса эксплуатации цепи (на 30%).

5

- Приобретите привычку проверять велосипед перед поездкой -

1. Поднимите переднее колесо над землей на 15-20 см и отпустите так, чтобы велосипед подпрыгнул (на твердой поверхности). Если какие-то компоненты не прикреплены, Вы сразу это определите по наличию дребезжащих посторонних звуков.
2. Проверьте, как накачаны шины. Давление в них должно соответствовать маркировке на боковой поверхности покрышек. Внимательно осмотрите покрышку: на ней не должно быть порезов и повреждений. Внимание! Езда с недостаточно накачанными покрышками может привести к повреждению покрышек, камер и ободов.
3. Проверьте работу тормозной системы. Для этого нажмите на тормозные ручки. Максимальное торможение должно обеспечиваться при полном нажатии тормозных ручек. При этом ручки не должны соприкасаться с рулем. Не допускайте попадания смазки на боковины ободов и тормозные колодки.
4. Внимательно прочитайте инструкцию и потрудитесь правильно пользоваться эксцентриковыми зажимами колес.
5. Оси педалей должны быть надежно закручены в шатуны. Нужное усилие обеспечивает ключ с длиной рукоятки не менее 450 мм. Пренебрежение этим аспектом порой приводит к вырыванию "с мясом" резьбы из шатунов. Внимание! Правая педаль имеет правую резьбу, а левая - левую резьбу. Своевременно устраняйте люфт педалей.
6. Грипсы (полимерные рукоятки на концах руля) не должны проворачиваться. Это может привести к падению. Для устранения проворачивания попробуйте приклеить грипсы клеем БФ-88 или замените их.
7. Следите за четкостью работы системы передач. Любые лязгающие шумы говорят о том, что у Вас вытянулся тросик переключателя. Проверьте натяжение тросика (регулируется без инструмента). Не переключайте передачи, стоя на месте или когда Вы крутите педали назад. Это может привести к выходу из строя переднего или заднего переключателя.
8. На тросовых приводах не должно быть заломов, порванных жилок, петель. Смажьте тросики в местах их входа в рубашки тефлоновой жидкой смазкой (лучше аэрозолью).
9. Для проверки наличия люфта рулевой колонки необходимо нажать на передний тормоз и покачать велосипед вперед и назад. Таким образом Вы можете определить наличие люфта. Постарайтесь свести его к минимуму. Любые заедания или иные помехи при вращении руля говорят о том, что рулевая колонка перетянута или произошел износ подшипников или беговых дорожек, что может создавать сложности в управлении велосипедом. Замену смазки необходимо проводить в зависимости от состояния, но не реже одного раза в год.
10. Для проверки состояния колес необходимо несколько раз прокрутить каждое колесо и проверить равномерность зазора между тормозными колодками и боковиной обода колеса для выявления осевого биения обода. Для проверки состояния спиц необходимо большим и указательным пальцем руки сжать каждую пару рядом расположенных спиц. Они должны быть натянуты с одинаковой силой. В случае обнаружения осевого биения обода и неравномерного натяжения спиц, следует отбалансировать колесо в специальном станке. Выясните, не деформирован ли обод. Подумайте: по силам ли Вам такая работа? (лучше обратитесь в специализированную мастерскую).
11. Внимательно осмотрите раму и вилку на предмет вмятин, заломов, трещин. Как правило перед тем, как сломаться, в конструкции появляются трещины, а затем через непродолжительное время излом. Трещины в алюминиевых рамах прогрессируют значительно быстрее, чем в стальных.
12. Руль, вынос руля, все крепежные детали на них должны быть надежно закреплены. Вынос руля не должен быть поднят выше ограничительной отметки. На руле и выносе руля не должно быть следов деформации или потери геометрической формы.
13. Проверьте затяжку замка подседельного штыря. Не поднимайте подседельный штырь выше ограничительной отметки, иначе может произойти разрушение рамы в районе крепления подседельного штыря или сломается (согнется) сам подседельный штырь.
14. Для нормальной работы системы переключения и для уменьшения износа цепи и шестеренок, цепь должна быть всегда смазанной. Следует применять только специальную смазку. Применение специальной смазки уменьшает загрязнение цепи и, как следствие, продлевает ее ресурс. По вопросу о выборе смазки обратитесь к специалисту. В зависимости от состояния, но не реже одного раза в месяц, следует промывать цепь. Для упрощения этой задачи продаются специальные машинки для чистки цепи. Они позволяют сделать это, не снимая цепь с велосипеда.
15. Смазка подшипников "ореха" (трещотки) производится в зависимости от состояния, но не реже одного раза в год. Люфт устраняется с помощью уменьшения количества и толщины дистанционных колес (лучше обратитесь к специалисту).
16. Смазка переднего и заднего переключателя производится в зависимости от их состояния с помощью жидких смазочных материалов желательно в аэрозольной упаковке. Своевременно очищайте от дорожной грязи передний и задний переключатели.
17. Для проверки состояния колесных втулок необходимо, взявшись рукой за шину, покачать колесо в осевом направлении. Если при этом обнаружен люфт во втулке, то необходимо произвести регулировку (с помощью специальных "конусных" ключей). Замену смазки производить в зависимости от условий эксплуатации, но не реже одного раза в год.
18. Для проверки состояния каретки необходимо, взявшись рукой за шатун, перемещать его в осевом направлении. Если при этом обнаружен люфт в каретке, то необходимо произвести ее регулировку.

Внимание! Не забудьте проверить крепеж самих шатунов к валу (болт или гайка). Замена смазки (или каретки целиком) производится, как правило, раз в год.


Вы здесь » ВелоФорум любителей МТБ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ » Велосипед » Вводные данные о велосипеде.


создать форум